Суббота, 25.11.2017, 04.58.59
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

Урок 36 часть 2


Урок 36.

Эльфийская письменность - тенгвар.

  Тенгвар Квеньява. Тенгвар Синдаринва. Тенгвар Вестронва (Инглиссева).

Часть 2.

Какой-нибудь психоаналитик по набору понятий, которые выбрал для названий тенгв Феанор – скорее всего, это было его рук дело – сделал бы прелюбопытные выводы. Но мы с вами этого брать на свою совесть не будем: я не буду, и вам не советую. В Дополнительном Тенгваре спектр этих понятий гораздо ближе к средне-эльфийским нормам:

 

Тенгвар Квеньява Дополнительный

 


rómen ("восток/подъем")
[R превокальное (трелевое)]


arda ("земля")
[RD]


lambë ("язык")
[L]


alda ("дерево")
[LD]


silmë ("сияние")
[S]


silmë nuquerna ("сильме перевернутая")
[S]


ázë/árë, essë ("солнечный свет", "имя")
[Z/R, SS]


ázë/essë nuquerna ("азе/эссе перевернутая")
[Z/R, SS]

hyarmen
hyarmen ("юг/левая сторона")
[HY]

halla
halla ("высота")
[H безголосое]

yanta
yanta ("мост")
[i-дифтонг]

úrë
úrë ("жар")
[u-дифтонг]

 

Теперь, когда мы уже знаем строй и вид самих букв, сделаем так, чтобы наше правописание не только было бы хорошим, но еще бы и не хромало.

Тенгвар Феанора не имеет букв для гласных. Для них он пользует огласовки – tehtar. Техта в квень пишется над предыдущей согласной, то есть, читается квенийское слово слева направо и снизу вверх, начиная с согласной. Поскольку многие квенийские слова начинаются с гласной, перед которой никакой согласной не стоит, то в письменность введены гласоносители – краткий (daith),напоминающий букву i без точки, и долгий (andaith) – напоминающий букву j тоже без точки. В справочнике "Мир Толкиена” Гиль-Эстель (или Гиля-Эстеля?) эти гласоносители названы andaith, и больше я нигде такого названия не встречал покуда. Долгота гласной обозначается:

  • á и é – долгим андайтом (ничего не имею против этого названия, оно вполне изящно; давайте только договоримся, что краткий гласоноситель тогда называется daith, а как они называются на квенья, мы с вами пока не знаем – не придумать мне этого) с соответствующей огласовкой; а
  • í, ó и ú – удвоением техты над согласной.

Иногда техта a опускалась, как говорит Профессор – по причине того, что очень уж много ее в Q было. Вполне возможно. В иврите вон опускают на письме "е” и "а”, и ничего, понимают вполне. Ну, да там свои сложности, нам сейчас не до них.

Да, так как же выглядели техты? А вот как (даю их на длинном андайте):

 

A

A

E

E

I

I

O

O

U

U

Известно, что частенько путались и менялись местами техты e и i, а также o и u. Ну, это и понятно, они ведь похожи.

Дифтонги ai, oi, ui рисовались соответствующими техтами над тенгвой yanta, . Для дифтонгов au, eu, iu техты a, e и i ставились над тенгвой úrë, .

S после согласной обозначался, помимо обычного способа, крючком под этой согласной: английская буква "x", обозначающая звуки [k+s], выглядит на квенийском письме как x. Y в аналогичной ситуации – после согласной, где он исполняет ту же роль, что в русском мягкий знак – отмечался, также помимо обычного способа (тенгвой anna), двумя точками или черточками под оной согласной. 

 

Что еще нужно сказать о квенийском правописании? В R57, ”Galadriel’s Lament” говорится, что:

  • y в начале слога обозначается через yantaс двумя черточками/точками внизу;
  • превокальное r в начале слога, а также после ударной гласной и в конце ударного слога передается тенгвой ro, rómen;
  • а поствокальное órë órë используется для -r – суффикса множественного числа глаголов и существительных – а также в конце безударных слогов и в союзе ar; имеются, впрочем, и исключения из этого правила;
  • иногда сочетание звуков lv передавалось сочетанием тенгв (III497) Точно как в языке идиш – пишется "-עבן", а читается "-эйбм".

Следует также рассказать о знаках препинания. Малая пауза (запятая и конец поэтической строфы) отмечается круглой или ромбической – для красоты исключительно, видимо – точкой посреди строки (на уровне середины высоты букв). Средней величины пауза, эквивалентная нашим двоеточию, точке с запятой и просто точке, отмечается двумя точками друг над другом (двоеточием попросту, но чуть покрупнее обычного): a colon. Совсем большая пауза – конец абзаца, или многоточие, например – два таких двоеточия. Переносов никаких не делается. Крупной точкой в особо красивых текстах отмечается любой конец строки, причем даже после знаков вопроса и восклицания, первый из которых выглядит так: question mark, и укореняется примерно на четверть или треть своей длины под строкой, а второй – так: exclamation mark. После этих знаков все равно надо отмечать конец абзаца.

 

И еще одна редкостная информация – цифры. Их нам сообщает Кристофер Толкиен в статье, опубликованной в "Quettar" No 13, а также в "Beyond Brew" NN II.82 и XII.84.

  • Ноль выглядит более всего похожим на одинокую дугу-luvë без ствола, и над ней стоит точка 0.
  • Единица выглядит так 1, и над ней стоит точка – видимо, для того же, для чего в славянской письменности над числами ставилась тильда, называемая "титло" – для отличения буквы от числа. Говорится, что тенгвы, как и буквы многих других алфавитов, кириллица – не исключение, имели численные значения, и, стало быть, гиматрия у эльфов тоже существовала; но какой она была – прошу, увольте меня от догадок. Двойка 2.Тройка – практически, аналогично. 
  • А вот четверка выглядит уже так:4 . Пятерка пишется как четверка с прибавленной к ней единицей. Аналогично 6 = 4 + 2. Именно то, что числа до четырех пишутся одним образом, а от четверки и до семерки другим – заставляет думать, что у эльфов сохранялись некоторые рудименты не десятичной, а какой-то очень другой системы счисления.
  • Но вот уже и семь – словно четверка, отображенная в вертикальной плоскости.
  • Восьмерка рисуется еще совсем другим образом– крепко позабавился Феанор, видимо, рисуя эти знаки. Девятка – это восьмерка плюс еще одна така же дуга.
  • И ни за что же вам не угадать, как рисуется эльфийская десятка. Не ломайте зря головы, они пригодятся для более благодарных занятий. Десятка рисуется так: ноль и справа от него единица под чертой и безо всяких точек. Когда эльфы перешли от своей гипотетической системы счисления к тоже по-своему логичной и интуитивной десятичной системе, они ввели обратное позиционирование (свойственное, кстати, таким еще языкам, как славянские (две-на-дцать, два-на-десять) и немецкий (24 = fier-und-zwanzig, четыре-да-двадцать)): сначала единицы, потом десятки. Сказано еще, что черта ставилась над несколькими числами, стоявшими рядом.

Как выглядят многоразрядные числа больше десятки, мы не знаем; но для того, чтобы сойти с ума, гадая, например, какая же система счисления была у самых древних эльфов, что породила такие цифры – четверичная, семеричная, десятиричная – или двенадцатиричная, как упорно утверждают некоторые,не имея на то больших оснований – достаточно и того, что нам уже известно.

Реклама
Редкие животные мира!.
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0