Урок 26. Дополнительные и невразумительные сведения о прошедшем времени на -ne".
Невразумительны они, надо сразу заметить, большей частью потому, что взяты из LR (Etymologies), материал которых считается ранним и мало в чем совпадает с данными LotR и S. Происходит это, как я говорил уже однажды, от того, что либо JRRT, как визионер, постепенно проникал в мир Средиземья и его языковую среду, либо постепенно адаптировал известное ему изначально под наше восприятие.
Так вот, написано буквально следующее: прошедшее время образуется путем присоединения суффикса -xe", где -x- - носовая согласная, соединяющаяся с последней согласной основы и назализирующая ее. Последняя гласная часто опускается. Закономерность выделяется такая:
Если основа оканчивается на сонор - -m, -n, -r (, -s?) - суффикс выглядит как -ne":
*tam- -> tamne" LR390; tir- -> tirne" LR394;
Если основа оканчивается на -l, l удваивается и прибавляется -e":
*vil- -> ville" LR398
Если основа оканчивается на -c/k, -t (, -q?), происходит насализация согласной - она превращается в -nk(nq)e" или -nte".
*tak -> tanke" LR389 hat -> hante" LR386
Если основа оканчивается на -p(/f?), насализация приводит к образованию -mp(/mf)e".
top -> tompe" LR394
Если основа оканчивается на -h, -f, -w, -v - вообще неизвестно, что происходит.
Если глагол оканчивается на двойную согласную с -y, то возможны два варианта - прибавление к основе -e" и -ane", поскольку имеется два примера:
farya -> farne" и faryane" LR381.
А если основа оканчивается на уже носовой (-nt/nd, -ng/nk, -nq, -mb), то можно либо отбросить назализирующую согласную и сразу прибавить -e" (vinta -> vinte"), либо некоторым загадочным образом этого не делать, то есть, вставить между носовой согласной и назализирующей какую-либо гласную, нам неведомую, хотя скорее всего это будет -a-: vinta -> vintane" .
И, наконец, если глагольная основа заканчивается на двойную согласную типа -lt, -st, -rt (а возможно, и любую другую), то вставляется -a- и прибавляется -ne": orta -> ortane". Но если в сдвоенной согласной конца основы попадется носовой звук, то снова возникают два варианта - либо прибавить к гласной -ne" (onta -> ontane", LR379), либо гласную основы удлиннить, а конец отбросить и приставить к нему -e": onta -> o'ne", там же; umu -> u'me", LR396.
Значение этого доподлинно выяснить не удалось. Возможно, описанная ранее форма прошедшего времени на -ie", -e" является имперфектом, а приведенная здесь - перфектом. Есть также мнение, что назальная эта форма указывает на переходность - форма ulya -> ulle" была интранзитивной, а ulya -> ulyane" - транзитивной; но некоторые глаголы с нею - отчетливо непереходные.
Говорится также, что правильные формы глаголов языка нолдорин (а возможно, это распространяется и на синдарин) имеют именно назальную форму прошедшего времени.
Было также мнение, что назальная форма относится исключительно к I лицу. Но в надписи на Морийских Воротах, выполненной LR-ским нолдорином, она употребляется и для III лица - помните? "Im Narvi hain echant Celebrimboro Eregion teithant i thiw hin". Эта же надпись опровергает и предположение, что в III лице назальная форма выражает страдательный залог.
В LotRе имеется два примера непонятных форм прошедшего времени - ortan"e и undula've". Имеется указание профессора (R60): "Ortane" is a past tense and refers to events in the far past... a Q method of saying what would be expressed in English by: now, [Varda] having lifted up her hands...", то есть: "Ortane" - это прошедшее время, и относится к событиям в далеком прошлом... Квенийский способ сказать то, что по-русски было бы выражено так: "Ныне, [Варда] воздевши руки свои"... Или "когда воздевши..." Если я что-нибудь в чем-нибудь понял...
А еще нигде не объясняемая форма прошедшего времени на -a (undula've")...
Хвала профессору, который создал все ненужное сложным, а все простое - нужным! Давайте лучше в порядке упражнения мыслями "совместно воспарим":
Valaron essi nar: Manwe" Ilmeno Heru;
Varda Elenion Ta'ri;
Ulmo Ne'nion Heru ar Ea"ro Aran;
Aule" i Naukoron Tano
ar Yavanna Kemeno Ta'ri;
Na'mo i Nuro Heru
Урок 27. Фреквентив. Модальный глагол-связка.
Фреквентивом
называется особая форма глагола в Q, выражающая
действие повторяющееся и дляящееся. Например:
Man
tiruva
fána cirya
ramar sisílala
cále fifírula
Who
will
watch
the
white ship,
the
wings shining,
the
light fading
Кто
увидит
белый
корабль:
крыла
взблескивают,
свет
угасает
Это именно не время глагола, а особая его форма,
переводящая количество действия в качество. Поупражняйтесь в понимании смысла и
значения этой формы сами, а я скажу только, что образуется он путем повтора
первой части основы глагола и удлиннения получившейся второй: sila-
à sisíla-; firu– à fifíru-. Фреквентивы двусложных глагольных основ нам
неизвестны, равно как и сложносоставных или начинающихся с гласной.
Воображайте, воля ваша, профессор не намерен вам помочь.
Модальный глагол-связка со значением "быть", столь важный в любом
индоевропейском языке, да и не только, в Q имеет свои,
и куда как немалые, прибабахи. По мотивам LR348 и 374 мы можем составить следующий список:
ANA – cf. NÂ
be, exist (added) anwa real, actual, true (ANA – ср. NÂ "быть, существовать" (, а также) anwa "настоящий, действительный, истинный") (LR348);
NÂ – (cf. ANA)
be; stem of verb 'to be' in Q. Cf. nat
thing (LR374) NÂ – (ср. ANA)
"быть"; основа квенийского глагола "быть, являться".
Ср. nat "вещь, явление");
ná – is (R59); nar – are: "быть" в роли связки (по Galadriel's Lament)
nai – be it that, maybe: "да будет так, что...,
будь так..., случись так...; может быть";
falastânérô – was loud with surf (M220-1):
примерно "шумело прибоем". Тут надо вспомнить, что слово falas, столь созвучное греческому thalassa, означает
"волна", а манипуляции с буквами, загогульками и крючочками,
видимо, делают из него нечто вроде глагола прошедшего времени;
aen (S) – ?be, вероятно,
тоже модальная связка (LotR, Epilog, Sauron Defeated129)
Что касается отрицания, то для него существует своя
основа, свой совершенно отдельный корень:
UMU – negative stem, отрицательная основа
umin – am not, отрицательный модальный глагол в I л.
ед. ч. наст. вр.
Что мы знаем еще? Знаем мы еще, что фраза, с которой
"все заверте...", звучала в устах Илуватара как "Eä!",
'Let it be! it is!', "да будет! Будь! Еси!" (S325).
И другие употребления eä в качестве "есть", is,
тоже известным нам (UT317).
Для прошедшего времени, учитывая материал предыдущего
урока, мы предполагаем модальную связку *né, ner –
"был, были"; для будущего же – *núva, *nuvar
"будет, будут".
Нет, положительно, в этой области недостатка в
противоречивых и слабо согласующихся друг с другом сведений у нас не будет.
Стоит открыть еще какую-нибудь книжку, как оттуда вылезают:
Man-ië – what is it? чтоэто? (LR59)
ye – is, есть;
úye – is not, неесть (LR72)
yeva – will be (III л., ед.ч.), будет;
úva – will not be, небудет (LR372)
Вот почти полный список информации для размышлений.
Настала пора делать выводы. И выводы эти будут у нас с вами такие:
По-видимому, в Q, как и в любезном сердцу профессора
испанском языке, модальных глаголов было два – один с основой на -n–
и другой – с основой на -y-. С ними связаны
модальные формы, в которых активно участвуют -e-, -i-, -y-. Смысл и значение этого явления
нам самим покамест не понять. Существуют предположения, что модальный глаголeä – глагол абсолютный, а глагол ná –
глагол относительный, или связанный. Тут, честно признаться, я не очень понял,
что имеется в виду. Я поразмыслю над этим на досуге Известно, что форма -néro – ранняя, из ранних сочинений, в которых не то для самого Профессора
эльфийский язык еще лежал в тумане, как какой-нибудь зеленый остров в Западном
Море поутру (ой, ребята, я тут почитал Йейтса...), либо Профессор еще не
придумал толком, как бы это так рассказать о нем, чтобы до нас, сердечных,
дошло о нем именно то, что должно было дойти; тогда как ná
и eä – более поздние формы, уже из LotRа.
Понятно – ну, может быть, не очень очевидно, но доводов за больше, чем доводов
против – что UMU, предполагаемый нами как основа
отрицательного глагола связки, что-то вроде старославянского "несть",
относится к "n-группе", а прошедшее время на -ië образуется через какую-то связь с "y-группой",
этимологически чуть более ранней. Но пока не встретятся живые и грамотные, я
очень надеюсь, носители этого языка, не стоит, наверно, ломать себе голову надо
всеми этими загадками – и не то, чтобы я сомневался в наших коллективных
способностях или считал, что есть дела много более важные; о нет! просто мне
кажется, что данных маловато для качественного решения задачи. Так что,
поправлюсь: ломать-то голову как раз стоит, не стоит только рассчитывать на
качественный результат.
А знаем мы еще одну загадочную фразу на синдарине:
"i sennui Panthael estathar aen",
"who should be called Panthael". Относится она к какому-то из темных
и неопубликованных пророчеств о конце света, но нам из нее важно только то, что
в синдарине, по-видимому, употребляется модальный глагол с основой на -n-. Увы, ничего больше нам не понять покуда в этой области.
...Собственно, я и не обещал, что все будет просто и
вообще понятно. Вот, пока что, таким вот образом. Извините...
Урок 28
Различные суффиксы, крайне аолезные для образования гордых Эльфийских имен
В последнее время пошел уже, кажется, на убыль в
определенных кругах обычай брать себе имена, как бы выводящиеся из эльфийских
слов. Но в свое время, скажем, в период подготовки первого и второго изданий
учебника, который лежит перед вами, обычай этот был в большой и даже очень
большой моде. Не будем хихикать и указывать пальцами – если обычай образовался,
значит, это кому-то нужно. Скажу только, что зачастую приходится видеть столь
странные и маловообразимые псевдоэльфийские словеса, что просто-таки берет
оторопь, в точности как Ниниэль над Неном Гирит.
Так вот, дабы сколько-нибудь поправить положение, и
чтобы мы не выглядели перед возможно/должно быть/наверняка смотрящими на нас
эльфами, один урок я специально отвожу на изучение разнообразных суффиксов,
использующихся в эльфийских именах, приводимых Профессором. Думаю, что урок
этот будет иметь большую полезность и популярность, хотя грустно было бы мне
сознавать, что только этим мой учебник и окажется полезен для кого-то.
Для образования имен у JRRT
используются следующие суффиксы (из джентльменских и рыцарских чувств начнем с
женского рода):
-a – суффикс женского рода;
-ië – суффикс женского рода;
-wen – от wendë,
"дева" (в смысле, молодая незамужняя женщина; а то, о чем вы
подумали, либо не имело для эльфов такого сакраментального значения, либо
выражалось каким-либо другим словом);
-iel – просто "женщина", без особых
различий: как "дочь”, так и "дева”, так и "жена”;
-riel (S) – встречается только
в имени Галадриэли, и означает "увенчанная дева" или
"дочь"; трудно сказать, зачем эльфам понадобилось это слово, ну
да это не совсем наше дело;
-rel, -sel – изредка
употребляется в значении "дочь”. В S выглядит как -iel, -sel.
Знаем мы также следующие мужские суффиксы:
-(i)on – "сын”, от onya,
"сын". В аналогичном виде имеется и в S.
-on – суффикс, обозначающий качество, а еще больше –
принадлежность, отношение к чему-либо, генетическую связь с чем-либо. Судя
по тому, что он совпадает с суффиксом множественного числа родительного
падежа, образован он по тому же принципу, по какому образованы русские
фамилии Черных, Седых и т.п.: "каковских?”; впрочем, существует совершенно
равноправный и, что довольно неприятно, точно так же выглядящий суффикс, происходящий
от слова onya, "сын”.
-o – просто суффикс мужского имени.
Существуют еще два суффикса, равно полезных как
новоиспеченным эльфикам, так и таковым эльфицам – -ë и -wë. Суффиксы эти употребляются в именах как мужских, так и
женских, но первый предпочтительнее в женском, тогда как второй относится более
к мужескому роду, чем наоборот. Занятно, что в древнем S
они оба выглядели как -u.
И еще коротенько расскажу, благо есть пара минут до
звонка, о нескольких суффиксах, известных мне, которые имеют четкое смысловое
значение и фигурируют в формах для обоих родов. Сии суть таковы:
-tári (ж); -táro, -tar
(м) – правитель, царь". Происходит от корня tar– "вершина,
верх чего-либо".
-heri (ж); -heru, -her
(м) – "повелитель, правитель". Видимо, в эльфийском сознании
очень четко разделялись состояния "правит” и "царствует”. В ходе дискуссий
о том, как могли и как должны были воспринять гондорцы и особенно семья
Денетора претензии Арагорна на гондорский престол, я уже высказывал
предположение о том, что трактовка власти и понятий, с нею связанных, у
них тогда была совсем не такой, как у нас сейчас – так вот, это тонкое
языковое различие подтверждает правоту моих слов о том, что определенное
недовольство по поводу появления из неизвестности новоиспеченного претендента
на престол вполне могло иметь место, но как только Арагорн доказал свою
королевственность, и весьма недвусмысленным образом, потомки Мардила
должны были смириться с фактом – появился король, и он должен царствовать.
А уж кто будет править – это покажет дальнейшая история. Опять же, в
летописях Нуменора всякий раз специально отмечается: не просто королева, а
Королева-Правительница, Ruling Queen; по-видимому, выглядело это как herintári, госпожа-королева. Слово "господин” в славянских
языках связано со словом "господарство” – хозяйство. Делайте выводы.
-antë (ж); -anto –
"даритель", от слова anna "дар".
-?(n/d)ilmë (ж); -(n/d)il –
"посвященный чему-либо; посвятивший себя чему-либо; полюбивший
что-либо; верный чему-либо". Говорится неоднократно, что этот суффикс
нигде не встречается как самостоятельное слово, а также, что -(n/d)il предположительно имеет более оттенок посвящения и
любви (в смысле "любитель”), тогда как суффиксу
-(n/d)ur (м) приписывается более значение служения,
верности. Именно поэтому elendil переводится как
"друг эльфов, любящий эльфов”, но elendur – всего
лишь "звездочет, астроном – слуга звезд; связанный со звездами”; так же
как eärnur – "моряк – связанный долгом службы с
морем”, а earendil – либо "моряк в душе, мореман”,
либо, как это ни прозаично, например, "маринист”. Впрочем, ничего особо
прозаичного в этом и нет, может, художник он получше, чем иной – моряк.
Конечно, теперь, зная и понимая истинное значение слов
с этими суффиксами, вы, несомненно, найдете для всех них более правильные и
точные переводы. Я только добавлю, что -n- может
заменяться на -l- или -r-, а -d- вообще может опускаться. Это происходит из особенностей
эльфийской фонологии, про которые расскажу буквально уже вот-вот. Однако,
говорится, что либо -n-,
либо -r- должны обязательно быть.
Ну, а теперь вот таким вот образом и ступайте, дорогие
мои и искренно любимые, вперед. Удачи вам желает Квенолдо Линнатар Питерион.